Разделительный твердый знак. 3-й класс

  • Абазова Октябрина Бекузаровна, учитель начальных классов

Цель урока: ознакомление с правилом
употребления твёрдого знака.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный
проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Двое работают у доски с заданием:

  • Выписать из домашнего упражнения на доску слова
    с приставками, выделить приставки.
  • Выписать слова с предлогами, подчеркнуть
    предлоги.

3. Выделить приставки в словах.
Помните, что, если отделить приставку, оставшиеся
части будут иметь свои «смыслинки». А, если
«смыслинок» нет, значит, вы отделили не
приставку, а просто бессмысленно разрезали
слово:

  • ворваться, воевать, ворох, вогнать;
  • добраться, домашний, доверить, доброта;
  • предвидеть, предсказать, предмет;
  • подписать, порох, подправить;
  • сотрудник, соловей, соединение.

4. Работа над новым материалом. Постановка
учебной задачи.

Презентация.

  1. Используя приставки, и, опираясь на изображения
    на слайдах, (Слайды №1-3) придумайте слова.
    (Подъезд, съёмка, подъём, объявление, воробьи,
    муравьи, ульи)
  2. Определите на слух, что общего в этих словах?
    Какой звук есть во всех словах? (Звук i.(йот). Он
    прячется буквах е, ё, ю, я)
  3. После каких звуков слышим этот звук? (После
    согласных)
  4. О чём нам это говорит? (Что в этих словах нужно
    писать разделительный ь)
  5. Давайте вспомним, когда нужно писать в слове
    разделительный ь. (После согласных перед буквами
    е, ё, ю.я, и.) На доске нарисовать уже известный
    детям рисунок:

Подходит это правило здесь? (Отвечают
по-разному))

Посмотрите в своих словарях как пишутся эти
слова. Что заметили? (В одних словах пишется ъ, в
других ь)

подъезд муравьи
съёмка воробьи
подъём ульи

5. «Открытие» правила о написании
разделительного ъ в сравнении с правилом о
разделительном ь.

  1. Тогда почему все-таки в одних словах пишется ь, а
    в других — ъ?
  2. Разберите слова по составу. Что заметили? (ъ
    пишется после приставок, ь — нет) Слайд 4
  3. Обратите внимание, на какую букву заканчиваются
    приставки, после которых пишется ъ? ( На
    согласную) Слайд №5)
  4. Как показать на рисунке, что ъ пишется после
    приставок перед буквами я, ё, ю, я? ( Он будет
    похожа на рисунок про ь)
  5. В чём будет видно отличие? ( Не будет буквы и.)
  6. Вспомните, какие мы используем обозначения,
    когда разбираем слова по составу. (Подвести детей
    к мысли, как можно показать различие правил на
    рисунке)

Что нужно изменить на рисунке про Ь, чтобы
пояснить отличие? (Показать, что Ь в корне.)

(Слайд №5)

Прочитайте в учебнике правило.

6. Выведение алгоритма рассуждения.

  1. Что нужно сделать перед тем, как написать ь или
    ъ? (Определить место знака в слове. Если после
    приставки — ъ, если в корне — ь)
  2. Вот это и надо запомнить. Посмотрите алгоритм
    рассуждения при написании ъ в слове. ( слайд №6 )
  3. Потренируемся в использовании алгоритма.
    Вставьте пропущенные буквы в словах: Винни Пух
    с:ел весь мёд и варен:е. (Слайд №7)

(Образец рассуждения: с:ел, поел, ел — с- — это
приставка, значит, нужно вставить букву ъ.
Варен:е, вареник — в корне, значит, надо писать ь)
Прим.: алгоритм применяют до тех пор, пока есть
необходимость.

7. Упражнение в употреблении ъ.

  • Спишите слова. Выделите приставки. Подчеркните
    гласные, с которых начинается корень и
    разделительный твёрдый знак.

Объезд, съезд, разъезд, въезд, отъезд, отъехать,
съехать, разъехаться, въехать, подъехать.

Объявить, объяснить, объявление, разъяснение,
разъярить, разъярённый.

  • Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы.
    Выделите приставки, подчеркните твёрдый знак и
    гласную после него.

Необъятная страна, объявление в газете, съёмка
фильма, подъём в гору, въехать в квартиру,
съедобные грибы, подъездные пути, разъярённый
лев, первый подъезд.

  • Запись под диктовку (упр.351)
  • Выборочный диктант: выписать все слова с ъ.

Всё вокруг объято страхом —
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
С Бондаренко

Проверка: объято, разъярённый,
объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный,
съёжился, съел, отъявленный.

Домашнее задание: упр.353, знать правило
о твёрдом знаке.

Итог урока:

— Когда в словах пишется Ъ?

— Когда в словах пишется Ь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *